После некоторого пользования мультипликаторной катушкой Daiwa Zillion SV TW 1016 появились посторонние звуки: небольшое подрыкивание на холостом ходе и слабые отстуки при подтвичивании (кто то на них и внимания не обратит). При пользовании я особо с катушками не церемонюсь. Нагрузки они получают достаточно хорошие. Нередко случается как жесткий твичинг, так и выдирания приманок из зацепов и форсированная подмотка с водорослями.
Как и все начал грешить на главную пару и подшипник муфты обратного хода. Однако, решил во всем разобраться.
Посмотрев работу катушки без шпули и со шпулей (с выпрессованным стопором подшипника), пришел к выводу, что во всем виноват узел «стопор подшипника шпули-корона пиньона». Износ происходит в короне пиньона.
Стопор (деталь №23) изготовлен из стали длиной 6.44 мм диаметром 1.5 мм. По центру имеется кольцевое утолщение длиной 1.5 мм и диаметром (в моем случае) 1.62 мм.
Вследствие такой конструкции, при запрессовке стопора в ось шпули, он может устанавливаться с горизонтальным перекосом. Такой перекос иногда виден относительно юбки шпули при взгляде на шпулю сбоку.
Пиньон (деталь №51) изготовлен из желтого металла типа бронзы (латуни). Пиньон подпружинен двумя пружинами через подкову. В короне пиньона отфрезерован крестообразный вырез под стопор шпули шириной 1.6 мм. При обычном состоянии корона пиньона имеет зацепление со стопором шпули и через это соединение передается вращение от механизма катушки на шпулю. При нажимании на клавишу катушки происходит расцепление короны пиньона со стопором шпули.
Отстук небольшой, из-за зазора в 0.1 мм, в паре «корона пиньона-стопор» присутствует с рождения. С течением времени происходит износ в вырезах короны пиньона (особенно при силовом использовании) и отстуки усиливаются. Этот радиальный зазор ощутим при одновременном покачивании шпули на оси и удержании ручки катушки. При небольшом подтвичивании лайтовых приманок, шпуля отыгрывает назад и стопор ударяет в обратную сторону в вырезах короны. Этот отстук мы и слышим. Большинство его воспринимает как отстук муфты обратного хода. Однако, при попытке повторения движений ручкой без шпули или со шпулей у которой стопор снят (но подшипник стоит), никаких отстуков не будет. Заменяя главную пару в сборе мы снова получаем тишину, при этом главный виновник не зубья шестерен и не муфта, а выработанная корона. Достаточно заменить ее.
Подрыкивания катушки (при вращении ручки катушки вхолостую) также в большинстве случаев связаны с этим узлом. При вращении ручки происходит попеременное давление стопора шпули (вследствии зазора) на стенки выреза короны как вперед, так и назад. Это переменное усилие передается на зубчатое соединение шестерен. При этом зацепление также переменно меняется с передней стороны зубов на заднее (прецизионной подгонки этого узла нет и некоторый зазор присутствует и в нем). Отсюда и рык главной пары. В этом случае при повторении движений ручкой без шпули или со шпулей у которой стопор выпрессован (но подшипник стоит), никаких рыков вы не услышите. Частично можно уменьшить рык заменой смазки на более густую, снизив ударные нагрузки.
Вообщем, для уменьшения шумов катушки иногда достаточно заменить пиньон.
Конечно допускаю, что бывают особо клинические случаи, когда изнашивается главная пара (зубья) и муфта обратного хода, но по моему мнению это реже.
Что же касается моего случая, то я уменьшил зазор в паре «корона-стопор», заменив штатный фигурный стопор с тонкими концами, на стопор сплошного диаметра 1.6 мм (цилиндр). Данный стопор я изготовил из основания сверла этого же диаметра, отрезав 6.5 мм (при этом отслеживание диаметра микрометром – обязательное условие). Перед отрезанием, основание сверла отполировал шкуркой 2000 мкр и пастой ГОИ для меньшего трения в паре износа и меньшего усилия при перепрессовании (штатный стопор менее полирован). Такой заменой я избежал также возможности перекоса по горизонтали (при запрессовке), так как стопор сплошного диаметра, в отверстии оси шпули, уже не имеет дополнительной свободы.
Лучшее решение для пары «корона-стопор», изготовление стопора более прямоугольного сечения (площадь взаимного соприкосновения будет намного больше), но это усложнение процесса и ни один производитель на это как мы видим не идет.
Стопоры на разных катушках могут отличаться. Здесь мы видим стопор с разными диаметрами, а на другой катушке может стоять либо сплошного диаметра, либо слегка конусный или ступенчато-конусный.