Дело было вечером, делать было нечего. Решил провести очередное ТО своей первой катушке, Abu Garcia Orra SX-HS.
Катушка отработала более 3 лет. Вся старая смазка убрана и заменена на ЦИАТИМ-201, кроме шпульных подшипников. За все время эксплуатации незначительная выработка появилась только на клавише разблокировки шпули, однако до появления признаков ее неработоспособности должно пройти еще как минимум лет 20 такой же работы.
Немного информации по катушке. Катя по нынешним меркам тяжелая, весит 247 гр.
Все детали сделаны основательно, с большим запасом прочности. В кнобах подшипники стоят только сверху, у основания бронзовых осей пластмассовые втулки. Также имеется подшипник под шестерней на оси бесконечного винта, на другой стороне пластмассовая втулка с фигурными вырезами, служащими ограничителями для кожуха бесконечника от осевого проворачивания. Главная пара бронзовая. Обе боковые крышки отлиты из толстого, прочного и тяжелого пластика. Пластиковый бампер прикручен двумя винтами и без снятия обеих крышек катушки его не снять. Все подшипники, за исключением игольчатого подшипника оси ведущей шестерни, без маркировки.
Разборка узла фрикциона выявила косяк производителя. Нажимная шайба ведущей шестерни при штамповке теряет плоскость и плотно прилегает к фрикционной шайбе только наружной частью поверхности.
Данный недостаток может влиять на эксплуатационный ресурс фрикционной шайбы, что подтверждается незначительным наличием продуктов ее износа. Для увеличения площади прилегания, пришлось слегка отшлифовать поверхность шкуркой Р-1000. Много снимать не стал, чтобы не прослаблять усилие фрикциона и не использовать потом дополнительных шайб.
Лишний вес – предвестник гипертонии. Разборку совместил с маленькой работой по снижению веса. Изначально предполагал, что больше 10 грамм, без ущерба прочности, скинуть не получится. Первым делом увеличил имеющиеся отверстия в ручке. Второй пошла худеть звезда фрикциона, в лучах также были проделаны симпотишные отверстия, можно было конечно их слегка укоротить, но решил не трогать длину.
Досталось и оси фрикциона, по аналогии с осями катушек других производителей, тоже получила небольшие отверстия. Больше всех сбросила вес ведущая шестерня. Внутри сточен поясок шириной и глубиной 2 мм, посадочную выточку под фрикционную шайбу оставил как есть.
Последним оперируемым был корпус, профрезеровано продольное отверстие в перемычке планки катушкодержателя, совсем удалить ее, по аналогии с зиллионами, не решился.
Что касается шпули, то с нее убрал 4 из 6-ти неиспользуемых мною пина, оставив по одному свободному и подпружиненному.
Шпуля в этом мульте просто бронированная, толщина стенок шпули запредельная.
Вес с подшипником и центробегами в 23 грамма тоже намекает о ее нелайтовом предназначении.
Алюминиевый сплав шпули довольно мягок. Боковые плоскости сточил внутрь, параллельно намоточной поверхности, оставив толщину в 1мм, горизонтальную плоскость внутри трогать не стал. Имеющиеся отверстия в 3.5 мм слегка увеличил до 5.5 мм и просверлил вдоль оси шпули 2 мм отверстия в центральной опорной плоскости. Выписывал на другую катушку гибриды и ошибся с размером шпульного, подшипник подошел к этой шпуле. Чтобы не выкидывать, поставил на нее. Гибридный подшипник шпули легче стандартного на 80 мг, а гибрид для крышки легче стандартного на 110 мг (для информации). Всего получилось снизить вес шпули на 3 грамма (около 13% веса).
Самым главным принципом было не прослабить детали ниже установленных производителем нагрузок. Предполагаю, что даже оставшаяся прочность превышает данные пределы.
Общий сброшенный катушкою вес оказался 6 грамм, сейчас она весит 241 грамм.
В принципе важно даже не это, а то, что к катушке приложены свои шаловливые руки и получено удовлетворение от работы. Подозреваю, что заброс покажется легким, плавным, не требующим усилий и еще и еще, как обычно говорят в таких случаях
.
Можно конечно эффективнее снизить вес, например, заменой ручки на карбон и т.д. Согласен, но так как ORRой в последнее время почти не пользуюсь, то и вкладываться в нее особого смысла не вижу.
Написанное не является руководством к действию, и если не имеете соответствующих навыков и инструментов, то лучше ограничиться проверенными и доступными средствами тюнинга.
Подробное видео по устройству катушки можно посмотреть здесь: ***https://www.youtube.com/watch?v=5MDxkfdUwJ8*** + последующие части.